Драматургия. Основы.

Education & Teaching

Read book

Драматургия - это основа любой истории. Благодаря этим знаниям, вы сможете написать действительно интересный и захватывающий рассказ. Все, о чем рассказывается и описывается в этой...

More info
  • 26
  • 1051
  • 53

Comments (53)

Evgeny Guschin 24 July 2016 17:56
Большое спасибо! Очень полезная .вещь для сценаристов и писателей
Егор Комаров
Честно - книгу вообще не планировал писать. Решил поделиться знаниями специально для подписчиков и пользователей сайта. Потому что зная эти основы - писать будет в 100 раз проще, а читать в 100 раз интереснее. Надеюсь многое почерпнете для себя. Спасибо за отзыв!
24 July 2016 17:59
Evgeny Guschin
А может зря не планировали. На русском языке не очень много литературы на эту тему. Ваши знания могли бы быть полезны многим. Вон Молчанов собрал свои записи из ЖЖ в Букварь сценариста и теперь эту книгу во ВГИКе ставят в основу.
24 July 2016 18:52
Егор Комаров
Да... Я как-то пробовал погуглить "Драматургия" - такую ерунду всякую сложную выдает. Поэтому, попытался все написать простым и доступным языком с примерами. Букварь сценариста - надо будет почитать.
24 July 2016 19:02
Анна Ли 24 July 2016 18:49
Открыла для себя целый мир. Спасибо за книгу. Теперь знаю как буду писать свою новую историю. А ведь действительно, все, что вы написали используют и по сей день в кино, книгах. Я раньше даже и не замечала и не задумывалась об этом. Целое открытие. Особенно порадовала "Минута отчаяния". Теперь буду высматривать ее в каждом фильме ))))
Имие Ла 25 July 2016 18:24
Комментарий к главе: Болезни писателей
Очень интересная и полезная книга, прочитала на одном дыхании. Жаль, что нельзя пока что на сайте добавлять нравящиеся книги в избранное.
Антон Мишин 26 July 2016 13:06
Вы хоть проверяйте, что пишите.
" Однако он не в действительности не убивал их и не собирается торчать"
"главного героя Джона Коффи (местный здоровила со странной психикой)"
Егор Комаров
Да, спасибо за замечание, еще пока к сожалению не было времени перечитать внимательно текст. Знаю есть ошибки. Но я думаю смысл понятен. Это поправил.
26 July 2016 15:10
Михаил Тихий 03 August 2016 9:20
В любом случае, пока сам не дойдешь, до всего, что написано в книге, ни когда не научишься. Самому так или иначе нужно грызть этот гранит.
Lily Cramer 13 August 2016 19:49
Здравствуйте! Не знаю, куда писать, поэтому пишу сюда. Не могу зайти на свой аккаунт какой-то баг. Создала новый та же проблема, что мне делать?
Егор Комаров
В какой аккаунт вы не можете войти? Почта, никнейм? Как вы регистрировались? Авторизировались? Если через ВК, то войти можно только через ВК в свой аккаунт.
13 August 2016 19:57
Valentina Vilyanen 29 September 2016 18:45
Комментарий к главе: Как создать историю?
Очень и очень полезно!

Особенно накануне начала писания моего первого романа :)

Написала Вам о замеченных опечатках:


Если не лишнее, буду писать об опечатках по мере прочтения.

Да, читая Вашу книгу, три раза перекроила то, что уже напридумывала для романа :-) Кстати, он будет фантастическим.
Егор Комаров
Спасибо за ваш отзыв, надо будет пройтись отредактировать текст. Писал сразу на одном дыхании, пока не потерялись мысли, руки порою на клавиатуре машинально набирают неправильные окончания или слова.
29 September 2016 18:52
Valentina Vilyanen
Это обалденное состояние, когда пишешь на одном дыхании! Здорово :)
Третью историю рассказа "Добро возвращается", про врача, я писала единым порывом. Прям днём, а не ночью, как обычно. Посадила дочку в кроватку, поставила рядом ноут и писала. Писала и рыдала, как будто читаю, а не пишу сама. Ну а ночью занялась редактурой :)
29 September 2016 19:24
Егор Комаров
Я как напишу все на порыве мыслей, потом и сил нету редактировать )))
29 September 2016 19:34
Егор Комаров
Спасибо, большое, что не поленились указать все ошибки поправил.
01 October 2016 16:12
Рэйв Саверен 04 October 2016 4:23
Знаете, я вот читаю о создании героя и антигенов и становится неловко.
Вы ведь Мэри Сью типичную предлагаете создать. И что бы сильна была, да хороша в том, в чем реальные люди не могут.
Кстати о юморе. Герой не ВСЕГДА должен шутить, а когда это уместно. Потому что прочитает ваши советы начпис, и герой его будет шутейки откалывать даже на кладбище.
Вы же написали "всегда".
Так что советы по героям у вас весьма спорные.
Они полезны, да. Но далеко не для всех.
Егор Комаров
Да, возможно "всегда" - стоит убрать. Но, могу точно уверить, что в 90% случаев юмором разбавляют сцены, даже самые серьезные. Возьмем например новый фильм "Салли". История о знаменитом американском пилоте Чесли «Салли» Салленбергере, который героически сумел успешно и без жертв посадить неисправный авиалайнер с пассажирами на борту. Однако после посадки выживших ждало ещё одно испытание — к месту посадки надвигается гибельный шторм, который героям тоже придётся как-то пережить. Казалось бы настоящая драма, самолет разбился, но выжили люди. Теперь идет следствие и два пилота-героя могут угодить в тюрьму. Настоящая драма. Показывают как все происходило, как людей спасали из разбитого самолета. Касалось бы ну куда тут юмор? Но даже даже в этой истории юмор присутствовал. Пилоты поддерживают всегда друг друга, пытаются весь фильм подшучивать над ситуацией, комиссией. Они уверены и знают, что за ними правда. В то время как обстановка на самом деле очень и очень напряженная. За счет этого фильм становится не таким тяжелым, ты больше проникаешься героями, видишь в них живых людей.

Или вот возьмем новый фильм "До встречи с тобой". История о том, как инвалид хочет покончить собой. Казалось бы ну, что смешного? Тоже драма. Но и эта драма была разбавлена юмором. Чудная яркая одежда главной героини. Жесткие шутки и сарказм главного героя. За счет чего история становится живой, интересной. Тяжело представить, что бы было, если бы главные герои были 100% серьезные люди. Во что бы превратилась история?

И возьмем новый фильм-драму где юмора вообще нету. "Свет в океане". Там тоже большая драма. И она ничем не разбавляется. Никакого юмора. За счет этого фильм очень и очень тяжелый. После такой тяжелой истории невольно возникает вопрос "Зачем я это смотрел"? . На такие тяжелые истории не хочется ходить. Люди хотят испытывать удовольствие, а не страдания.

Я не знаю, смотрели вы эти картины или нет. Но рекомендую посмотреть и сравнить. И вообще вот будите в кинотеатрах, обращайте внимания, шутят там главные герои в фильмах или нет. И попытайтесь понять почему.
04 October 2016 7:34
Рэйв Саверен 04 October 2016 6:29
Комментарий к главе: Как создать героя и антигероя?
> Герой не может быть в нескольких ролях. Не может быть герой хорошим, а потом плохим. Точно так же и антигерой не может стать героем.
Вообще спорное утверждение.
Мне не интересно было бы читать про ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО положительного героя. У него должны быть отрицательные качества. Не слабости, а именно увесистые такие недостатки, пара хороших пятен на его светлом облике.
>Герои должны быть людьми
А как тогда феноменальную популярность приобрели "Стражи Гахула" или книги о котах воителях и т.д?
Герой должен быть хорошо прописан. А его расовая принадлежность меркнет перед картонным характером, если автор его не потрудился проработать.
Егор Комаров
Роль героя - плохой и хороший, и характер героя - разные вещи. Видимо вы не до конца прочитали. :) Я писал о том, что герой не может быть на 100% состоять из только позитивных черт характера. Тогда он будет слишком слащавый, нереальный. В такого героя тяжелее поверить. То о чем вы собственно и написали выше "У него должны быть отрицательные качества. Не слабости, а именно увесистые такие недостатки, пара хороших пятен на его светлом облик.". Это действительно так.

Но если уж герой играет хорошую роль, а не злодея, то он должен оставаться хорошим.
04 October 2016 7:39
Рэйв Саверен
Вон, Звездные войны отлично справились со сменой ролей.)
04 October 2016 8:01
Егор Комаров
А разве он был изначально хороший?
04 October 2016 8:03
Рэйв Саверен
Был, если внимательно смотреть. Там никогда не было особо четкого разделения. Да, война добра и зла, но зло не было злом изначально.
04 October 2016 8:05
Егор Комаров
Он был нейтральным. И проявил себя как злодей. А не был положительным героем, проявил себе как положительный герой, а потом решил вдруг стать злодеем. Разные вещи, не так ли?
04 October 2016 8:07
Рэйв Саверен
Да не было в нем ни капли нейтральности.
Не буду спорить, хотя считаю, что метнуться на сторону зла, если ты герой и на сторону добра если ты злодей - куда интереснее, чем смотреть на рубилово белого и черного. Это показывает, что человек изменчив, а следовательно, реален и может существовать.

04 October 2016 8:10
Егор Комаров
То есть если Дарт Вейдер метнется на сторону добра и станет добреньким, будет ок? ))
04 October 2016 8:15
Рэйв Саверен
Он же помог своему сыну спастись. Отвернулся от темной стороны ради него. Пусть даже перед смертью. Как по мне ок. Я бы почитала.

А хороший парень с кулаками против плохого парня, которые только это и могут, что быть ХОРОШИМ и ПЛОХИМ, без возможности перемен - скучно. Это еще один Конан. Добро, которое крушит зло.

Это просто. Доступно. Для массы, которая любит торопливое проглатывание. Но скука смертная.
04 October 2016 8:18
Егор Комаров
Не знаю, по мне так герой должен быть героем. Что это за герой такой, что решил стать плохим? Предатель самый настоящий. А из этого следует, что он никогда настоящим-то героем и не был. Я за то, что бы все оставалось на своих местах. Можно писать истории без четкого разделения на черное и белое. Для этого не обязательно менять роль героев. Отличный тому пример фильм Ex Machina. Там нету четкого разделения на плохого и хорошего. И никто не меняет свои роли.
04 October 2016 8:28
Valentina Vilyanen 04 October 2016 13:40
Комментарий к главе: Болезни писателей
Дорогой автор, в последней главе Вы изложили свои мысли, поделились своим собственным мнением относительно важности выбора героев и не только, и я с Вами полностью согласна! Читала и утвердительно качала головой, мол, правильно, так и есть. За книгу спасибо Вам огромное, чрезвычайно полезно и читается легко, материал усваивается моментально. И просто приятно встретить единомышленника! Успехов Вам ;-)
Егор Комаров
Спасибо большое. Если будет что-то из подобного рода - обязательно поделюсь еще.
04 October 2016 17:23
Valentina Vilyanen
Дорогой автор, чтобы не писать здесь об опечаточках (о которых ранее не писала), скажите, где оставить Вам сообщение?
10 October 2016 8:33
Ирис Эрлинг 06 October 2016 8:09
Можно записываться на всякие вебинары и потом пытаться понять, что тебе хотят донести, перескакивая с одной мысли на другую. А можно прочитать эту книгу, что гораздо быстрее, проще и эффективнее, потому что объем информации тот же, но подаётся сразу же, целостно.

Этим книга хороша, напомнила непреложные истины писательского мастерства.

Но есть, конечно, спорные моменты - раздел "Любовь". В нем говорится, что любить непременно нужно милую, нежную, добрую девушку. И сразу несколько вопросов. А где конфликт в этой любви? Где недостатки, которые сделают объект интереса настоящим, зацепят? Очень сложно влюбиться в это яркое пятно доброты, обычно они только раздражают. Есть книги, в которых любовный интерес - он и антагонист. Ну и почему это именно девушка, лучше добавить двойственность, а не брать читателя-мужчину за норму и стандарт.

Если не застрять внимание на вкусовщине - хороший самоучитель. Спасибо!
Егор Комаров
Спасибо за теплый отзыв!  По поводу "вкусовщины" - это книга все же основана на базовых и классических принципах. Понятное дело обо всем тут не сказано. Вариантов написания истории куда больше.

Конечно,  возлюбленная героя может быть совершенно разная, но для того, чтобы заставит переживать читателя за их отношения - объект обаяния должен быть хорошим, вызывать симпатию. Читатель должен влюбиться в возлюбленную героя точно также как и герой влюбился. А для того, чтобы полюбить человека, в нем явно должно быть что-то хорошее не так ли? Вот о чем идет речь. Как я уже писал ранее, не обязательно делать героиню ванильной,  но хорошего в ней должно быть столько, чтобы в нее можно было влюбиться.
06 October 2016 16:01
Алина Солнцева 02 November 2016 21:40
Кратко. Чётко. По существу. Какие там признаки хорошего писателя? :))
Было бы на бумаге - купила бы и давала бы знакомым писателям почитать. Впрочем... буду отправлять их сюда на прочтение.
Спасибо!
Егор Комаров
Спасибо за отзыв, рад, что книга была полезной для вас.
02 November 2016 21:51
Ksenia V 14 December 2016 19:22
По Вашей рекомендации прочитала книгу. Это поистине настольная книга начинающего писателя, без основ, которых не обойтись. Изложено все четко, ясно и понятно. Были комментарии о том, что герой не может перейти от плохого к хорошему и наоборот - в книге изложены основные методы, которыми пользуются при создании и книг и фильмов. Слепо следовать всему что пишут не надо, так как виденье у каждого свое и в этом и может быть изюминка. Главные секреты все написаны! А то каким создавать героя, выбор за каждым отдельно, главное чтобы зацепил читателей, а не только автора!
Егор Комаров
Спасибо за отзыв. Конечно, автор вправе придумывать любую историй без ограничений. В книге лишь представленные классические понимания драматургии. Эту основу используют большинство авторов.
14 December 2016 19:24
Ksenia V
Да, если всмотреться и вспомнить все пересмотренные фильмы и перечитанные книги, все следовали этому. Мое мнение - если отклонятся от этого стандарта, то только тогда, когда есть огромнейший писательский опыт, что бы преподнести такого героя правильно.
14 December 2016 19:31
Егор Комаров
Да, как я уже писал, что можно делать иначе - но это надо уметь делать гениально :) Есть такое понимание еще как "человеческая психология, ассоциативность", и у людей довольно четкая и закоренелая система восприятия. Существуют определенные паттерны, такие как моральные устои, культура, понимания добра и зла. И не каждому может понравится, если говорить на клубнику овощ, а красный выдавать за желтый.
15 December 2016 10:30
Ivan Veresov 27 January 2017 22:00
Комментарий к главе: Как создать историю?
Есть хорошая книга Даниила Альшица "Основы Драматургии" если интересуетесь вопросом - советую почитать. Чудесный был педагог, правда примеры у него из советских времен, но сути это не меняет, книга в сжатой форме излагает теорию развития действия от начала до конца.

Через катарсис провести читателя надо, да, но я поспорил бы, что он в конце, основной в кульминации, а конец это уже развязка. Хотя по разному бывает.
Спасибо за труд, приятно было найти коллегу режиссера :-)
Егор Комаров
Спасибо за обратную связь. О книге такой не слышал, попытаюсь найти, обязательно почитаю, может чем-то полезным дополню свой материал.
27 January 2017 22:33
Ivan Veresov
Есть на Озоне, наверно где то есть и в сети
http://www.ozon.ru/context/detail/id/25159335/
Теперь это толстый том, когда я у Аля учился - это была тонкая методичка с самым главным.
28 January 2017 0:10
Ivan Veresov 29 January 2017 12:48
Продолжаю читать ваш труд. Как же приятно находить то, что есть твоя профессия :-) много чем в жизни приходилось заниматься, но я всегда помнил напутствие одного из своих мастеров курса - "что бы вы не делали, кем бы не стали режиссерская закваска вам пригодится" и это правда!
А ваша книга ценный материал, его можно развивать, дополнять примерами. Мне нравятся ваши отсылки к фильмам, это очень помогает восприятию. Я бы вашу книгу где то на видном месте на сайте разместил, не только чтобы в топе, а такое типа в помощь начинающим авторам. Потому, что это гораздо понятнее многих монографий.
Егор Комаров
Спасибо за ваш отзыв! Рад, что мои труды кому-то действительно полезны. Кстати, хорошая идея с вашей стороны, дополнить книгу трейлерами к фильму. Ведь возможность есть и читателя не надо гонять на отдельные сайты, чтобы посмотреть видео. Спасибо за обратную связь. Это я и называю "Colloboration work". Если есть еще идеи, как можно улучишь это материал. Буду рад услышать!
29 January 2017 12:51
Anna Yanovska 08 February 2017 8:21
Очень полезный сборник практических советов. Для начинающих просто бесценный. Особенно, с моей точки зрения, хорошо, что все кратко и по существу.
В свое время для проведения мастер-классов мне приходилось много чего рыть, чтобы свести вместе подобные полезности, здесь же все уже готовое, на блюдечке.
Конечно, каждый самобытный автор попытается оспорить определенные моменты, но в целом здесь стройная теория. и она, как показывают поколения практиков, работает.
Спасибо
Егор Комаров
Спасибо за отзыв! Рад, что материал оказался полезным для вас.
08 February 2017 13:07
Rissen Rise 13 February 2017 15:33
Комментарий к главе: Болезни писателей
"А в последнее время в кинематографе девушки-герои и вовсе стали на равне с мужчинами. Они играют в боевиках супер-агентов, которые с легкостью могут уничтожить весь спецназ, и остановить запуск ядерных ракет".

Мне кажется, это все же не "болезни" писателей. Слабые и беспомощные мужчины и сильные, волевые женщины были во все времена.
Клеопатра, Жанна Д`Арк, Хюррем Хасеки-султан, Екатерина Великая, Коко Шанель... Перечислять можно долго. Как и слабых мужчин...
Но их жизнь - это жизнь вопреки всему: исторической и биологической роли, вопреки общественному мнению, вопреки самой себе, конечно же. В такой истории практически всегда есть один объединяющий элемент - мужчина, которому не хватило силы любить так, чтобы сделать из львицы котенка.

На мой взгляд, болезнью для писателя тема сильной женщины может стать тогда, когда он неумело ее показывает. Когда женщина сильная просто так, без причины. Потому что ему, автору, вот так вот захотелось. За каждой сильной женщиной стоит обстоятельство, которое позволило ей стать такой. И задача автора - показать не силу женщины, а это обстоятельство.
Егор Комаров
Вы все же в пример берете исторических личностей. А если взять классические художественные истории? Кто там герои?
13 February 2017 16:18
Егор Комаров
Например топ героев мифов древней Греции: Геракл, Ахилл, Одиссей, Персей, Тесей, Ясон, Гектор, Эргин, Талай, Орфей.

Герои римских мифов: Итал, Эней, Мнесфей, Авилий, Вирбий, Фаустул.

Везде были герои-мужчины. Куда не гляньте. Это классика драматургии.
13 February 2017 16:23
Rissen Rise
В мифах таких женщин найдется. Не так много, как мужчин, разумеется, но найдется. Афина Паллада, амазонки, богиня Иштар, Брунхильда из "Песни о Нибелунгах", Мулан, женские персонажи японских мифов и легенд, художественной литературы...
Конечно, на фоне мужчин их меньше. Но я не о соотношении мужчин и женщин героев хотела сказать, а о том, что если автор хочет изобразить подвиг, который совершает женщина, ему нужно обязательно донести, как она докатилась до жизни такой, почему это именно она, а не кто-то другой. :)
Право на жизнь имеет абсолютно все, вопрос в подаче.
Например, у меня тоже героиня с оружием в руках. Почему? Потому что ей выбора не оставили. Она выучилась быть сильной, выучилась огрызаться и бить насмерть, построила стену между собой и обществом. А затем встретила мужчину, который понял, что может найти и открыть двери в этой стене. Он был изначально по-женски слаб, и это притянуло ее, потому что ей не доставало слабости, мягкости. А его привлекла ее сила, он вобрал в себя эти качества и научился быть сильным из-за нее и ради нее. В этом союзе они уравновесились, как инь и ян.
13 February 2017 17:18
Егор Комаров
Если с этой точки зрения рассматривать, то конечно это будет правильно.
13 February 2017 18:23
Rissen Rise 13 February 2017 17:42
Дочитала до конца.
Прежде всего, спасибо за труд!
О драматургии "немало песен сложено", но еще одна никогда не помешает. :)
Большое преимущество книги - примеры. Очень часто в учебниках по драматургии абстрактно пишут, что надо, но не показывают, как конкретно это сделать. Здесь же все просто и понятно.
Читается легко, не как занудный учебник. Будет полезно как новичкам, так и тем, кто уже реализовал себя.
Конечно, есть некоторые спорные моменты, но это дело личных предпочтений. О вкусах, как известно, спорят, но до хрипоты. :)
Егор Комаров
Всем не угодить, вы же понимаете :) По поводу спорных моментов - это лишь мой взгляд, кто-то может это разделять, кто-то нет. На то и есть индивидуальность :). Было бы скучно, если бы все со всем соглашались.
13 February 2017 18:24

Other books author: