In Ukrainian
In Russian
In Russian
~ Основано на реальной фантазии и размышлениях о жизни ~

Немного о себе.
Я, обычная женщина с ничем неприметного современного города.  Подробности были бы не интересны, поэтому я избавлю вас их.  Имею бизнес, пришедший мне в наследство от родителей.  Живу в городе с самого детства.  Каждый день выполняю обычные дела, проезжаю одни и те же улицы, посещаю единственный кафетерий.  Выглядит серо и скучно, но теперь не для меня.

...

В моей жизни всегда все было спланировано.  Все началось с 3 лет.  Мои родители опекали каждое мое движение.  В садик я не ходила, и няня была не нужна.  Утром - целая рутина вещей, которые должен выполнять достойный партнер.  Днем - занятия.  Чаще всего была математика, цифры, которые раздражали даже своим присутствием вообще.  Полдник - спортивные занятия, общение с репетитором и логопедом (имела не хорошее произношение).  А вот в период с 17: 00-19: 00 мы посещали любимый кафетерий моего отца.  Имела я выбор?  Конечно нет.  Однако это время, было едва ли не самым важным, лично для меня, в день.  Я ждала вечера с удовольствием, ведь не было ничего интереснее за это.  Мне нравилось наблюдать за посетителями, их разговорами и историями.  Не нужно и читать книги.
Спросите, не хотела бы я разговаривать со сверстниками?  Да, мне хотелось поиграть с другими детьми в "прятки" или "догонялки", но график был перенасыщен и на это совсем не оставалось времени.  Все не так печально, в воскресенье, сразу после церкви, я посещала детскую площадку, но поскольку была достаточно молчалива (стеснялась произношения), имела из друзей только дворового пса, с которым мне тоже не позволяли возиться.  И с каждым годом - больше ограничений и хлопот.  С меня хотели вырастить достойного представителя компании отца.  И их цель осуществлена.  Родители гордились бы мной, но, к сожалению, ужасная авария на мое 19-летие отняла это.

...

Сейчас мне 32. И я не изменяю традициям.  Опять сижу в любимом кафетерии и пью чай без сахара.  Почему так?  Нет, он мне не нравится.  Но мои родители хотели бы этого для меня, особенно мама.  Она занималась спортом.  Единственное, чего я до сих пор не смогла сделать - это найти своего собеседника.  Прошло уже 29 лет, но заводить друзей до сих пор не умею.  Контракты, деловые беседы для меня важнее.  И желания пока нет.  Иногда кажется, что я была рождена для продолжения семейного дела.  А возможно мне и не кажется ... И до сих пор я молчалива, хотя уже и имею хорошее произношение и не отказываюсь от привычки наблюдать за людьми.  А особенно за ней ...

...

Эта женщина была мне интересна с первого посещения кафетерия.  Она отличалась от всех.  Все говорили, что-то обсуждали, выясняли.  А она просто молчала, пила чай с молоком и читала свою потрепанную книгу.  Ранее, на выходные, заказывала пирожное с вишневым джемом, но когда оно пропало с меню уже ничего и не заказывала.  Я называла её для себя Отреченной, ведь она не имела никакого отношения к окружающим.  Жила, наверное, сама для себя и никого не видела вне себя.  Она приходила всегда в 18:00 и сидела до закрытия кафетерия, говорили другие, сплетничали о ней.  Отреченная тогда была примерно моего возраста сейчас, но за эти 29 лет совсем не изменилась.  Кудрявые волосы золотистого цвета, французская шапочка на бок.  По настроению цвета водолазок менялись, но пиджаки имели строгий черный или серый цвет (в нашем городе холодный климат).  Однако всегда Отреченная надевала темные очки.  Говорят том, что стесняется глаз.  За долгое время я изучила её насквозь, но этого не знаю.  Ранее она всегда читала серию своих одних и тех же потрепанных светло-коричневых книг.  Но лет 14 назад, в её жизни появились новые краски.

...

Все началось тогда, 14 лет назад.  В нашем любимом кафетерии появился новый постоянный посетитель, лет 45-ти.  Он всегда приходил самый и со своей яркой книгой.  Надевал костюмы в клетку, его прическа была залакированной, имел темный цвет волос.  С первого дня его появления здесь, кафетерий был переполнен, негде было и яблоку упасть.  Однако место у Отреченной оставалось всегда пустым.  И не потому, что никто не хотел у нее сидеть, или она не позволяла.  А потому, что кто бы ни пытался с ней заговорить, она всегда молчала.  Даже на вопрос официантов, отвечала жестами в меню.  Тогда же мужчина, зайдя сюда, хотел найти место где сесть.  Помню все дословно.  Он внимательно осмотрел кафетерий и увидел ее столик, соседний диван которого пустовал.  Подойдя к Отреченной он спросил:
-Не составит ли труда вам разделить со мной сегодняшний вечер и столик, мэм?
Она промолчала, как ни странно.  Мужчина улыбнулся и сел за столик.
-Моя дочь всегда говорила: молчание - знак согласия!  - сказал он.
Вечер тянулся долго и интересно.  Я рисовала в блокноте и слушала все его рассказы.  Он был очень общителен и коммуникабелен.  Рассказывал обо всем с невероятной харизмой.  Слушать его было очень интересно, хотя информация жизненно не нужна.  Он приносил с собой книгу, говорил, что она его любимая, хотя никогда в кафе ее и не открывал.  Заказывал всегда мокачино со льдом, хотя в таком холодном городе его ледяно и пить, но его это не волновало.  Из всего я узнала о нем и не только очень много.  В тот вечер он завел разговор о себе.
Этот мужчина - Марко Уинглес Харингтон.  Имеет дочь, которая живёт за рубежом.  Он работал садовником у матери его дочери, она состоятельная и замужем.  Муж её до сих пор не знает о том, что Челси (дочь Марко) не его ребенок.  Но зачем эта информация?  "Мир от этого не рухнет" - говорил Марко и заливался от воспоминаний.  Он очень рад, что Челси растет в достаточной семье.  Говорил, что они смогут дать ей гораздо больше, чем он.  Марко напоминал каждый раз, что ему приятно будет идти из этого мира зная, что оставил частичку себя.  Отреченная всё слушала его и делала вид, что листает страницы и совсем не имеет дела к истории.  Тогда я заметила, что книгу она держала вверх ногами.  Марко сделал ей совет перевернуть книгу, и она быстро этим занялась.

...

Каждый день мы узнавали от Марко невероятное количество историй.  О погоде, путешествиях, приготовлении блюд, обрезки кустов, правильной формы мебели, укусах комаров и езды на лошадях.  Он стал приходить ровно в 18:00.  Бывали дни и когда он был молчаливый, грустный или встревожен.  Это нормально, настроение такая штука.  Он, бывало, пытался Отреченную вывести на беседу, но все напрасно.  Хотя ему это не приносило дискомфорта.  Марко знал, что она его слушает.  Благодаря ему, я открывала для себя новые горизонты и не только.  Он самый хороший человек, которого я когда либо только видела, хотя и не была знакома.  Слушать его было совсем не трудно, несмотря на ненужную информацию.  А я все рисовала в своем блокноте и слушала его.  За многие годы наблюдения, с малых каракулей вышли замечательные рисунки, которые для меня являются настоящими сокровищами.
Вероятно, другие тоже считали меня странным.  Сижу сама, не говорю и все рисую.  Однако меня это не волновало.  Так вот, по рассказу, у меня даже была отдельная страница для фраз Марко.  Цитирую некоторые:
"Лучше начну с мороженого, все равно пью холодный кофе"
"Вот, посмотри, появилась первая звезда. Видимо, моя совесть ..."
"Хотелось бы оправдать свои поступки хорошими, но что же я буду делать после смерти?"
Эти фразы я не всегда понимала, но они так влекут собой.  Марко невероятный человек.  Однако через 7 месяцев он резко перестал посещать кафетерий ...

...

В первый день, когда Марк не пришел, я почувствовала себя неполноценной.  Я переживала и мне было даже грустно без него.  В тот день и Отреченная просидела в кафетерии всего час.  Это было очень странным, ведь даже если бы он не пришел, то вчера точно рассказал бы о своем отсутствии.  Я надеялась, что он забыл напомнить.
Но и на следующий день он не пришел, и на следующий тоже ...
Прошло еще несколько дней и я начала всерьез переживать за него.  Что с ним случилось?  Где он?  Было заметно, что Отреченная тоже не находит себе места.  Приходила в кафетерий она только на чашку чая, после чего сразу шла.

...

Следующий день.  Воскресенье.  В кафетерий привезли газеты, свежий выпуск как итог недели.  Это, пожалуй, единственная привычка, которую не потерял кафетерий за все эти годы.
Я, как обычно, взяла одну из них, чтобы узнать новости города.  Новые сооружения, оборудование, достижения ... Множество тем старомодного дизайна с яркими выделениями, так влекли.  Однако следующий заголовок меня встревожил.  Смертность от рака.
Как сейчас помню это ощущение.  Болезнь, по которой покинула жизнь моя бабушка.  Ее страдания и муки.  Я читаю строки этой ужасной болезни, что за такое короткое время уменьшила население города аж на 5 человек.  И в конце перечислили их имена.  Среди них я нашла одно знакомое, из-за которого сердце на минуту перестало биться ... Марко Уинглес Харингтон.
Единственный человек в жизни, что разоблачил во мне чувства.  Я заплакала.  Едва ли не впервые за все годы.
Это ощущение.  Тебе сразу морозно, томно и бросает в жар.  Будто бы разум не позволяет поверить в это.  Ты как будто под водой и не слышишь ничего.
Как в это поверить?  Ты несколько дней назад видел этого человека, слышал ее смех и истории.  Незаметно было даже симптомов.  Он всегда был приветливым, казалось бы здоровым и счастливым.  А теперь его нет.  Ты больше никогда не увидишь его улыбку, не услышишь смеха или новой истории.  Все.  Его больше нет.  Он больше не будет рядом.  Только запечатлен в памяти и воспоминаниях ...

...

С того дня, как были известны новости, я не видела Отреченную сих пор.  Она пропала вместе с Марко.  Прошло уже 13 лет и 5 месяцев с тех пор.  И в моей жизни был бизнес и только он.  Часто я вспоминаю те истории, которые я слушала с удовольствием.  Иногда я хожу к плите Марко.  Рассказываю ему свои истории о серой жизни.  Большинство моих сверстников уже имеют взрослых детей, счастливую семейную жизнь.  А я никого.  Мне и хотелось бы иметь кого-то, но я просто не могу.  Я не той харизмы или духа.  Я словно робот, отрабатывает команды.  Не имея ни интересов, ни друзей или занятия, кроме рисования и бизнеса.  К однажды все это повторялось однообразно ...

...

В следующий раз я пришла к Марко с ужасной усталостью от работы.  В жизни не осталось ничего кроме принципов и продвижения бизнеса.  Мне надо было кому-то высказать свои переживания, и это была только плита Марко, которая всегда выслушает тебя.  Мне хотелось бы думать, что он меня слышит.  И я так думаю.
Когда я подходила к ней, то увидела знакомый памяти силуэт золотистых волос.  Странное ощущение видеть знакомого человека, с которым не знакома формально.  Я подошла ближе и убедилась точно.
Это она ...
Отреченная.
  Я так рада была ее видеть, хоть мы и никогда не общались.  Она сидела у плиты Марко и читала его любимую книгу.  Что было более странным всего - на ней не было очков.  Теперь я поняла в чем дело, ведь она имела большой шрам возле правого глаза.  Но это не портило её зелёные глаза.  Отреченная имела английский акцент и внешность, словно из реклам 90-тых ретро.  Мой мир перевернулся.
Когда она заметила меня, на секунду затихла, потом замешкалась, надела очки и ушла оттуда.  Поведение было очень странным, но почему-то я её понимала.  И моментально мне прояснилось.  Нечто большее, чем раньше.  Неожиданная встреча людей, которые знают друг друга давно, но не знакомы ...

...

В тот день меня смутила наша встреча.  Она, женщина, казалось бы не было совсем чувств посещала Марк и читала ему его книгу.  Она даже сняла очки, которые всегда были на ней.  Преодолела себя и говорила.  Она меня вдохновляет.  Женщина, которую я знаю достаточно давно, но не знакома.
Я решила сама для себя познакомиться с ней, не терять еще 15 лет, а жить здесь и сейчас.  Она моя родственная душа.
Мне прояснилось.  Принципы, отношения, через которые мы до сих пор не общались - ничто.  Зачем и почему мы потеряли столько времени?  И нам понадобилось 13 и 5 месяцев, чтобы это понять ..
Мой рабочий день заканчивается в 17:00, а после я имела свободное время, которое всегда выделяло на кафетерий.  Дни, когда я пропускала посещения, были только от болезней.  Но на этот раз это гораздо больше.  Я хочу найти Отреченную.
Это достаточно сложно, ведь ничего о ней не знаю кроме вида и того, что нас объединяло с Марко обоих.
Я каждый день навещала плиту Марко, но её там не было.  Когда я поняла, что она больше не приходит, то начала искать другими путями, чем самым прозрела на мир.
Я искала её везде, в магазинах, книжных магазинах, в парке, по всему городу в надежде снова встретить.  Оказывается наш город очень красивый.  Раньше я этого не могла понять, увидеть.  Во мне появились новые чувства.  Человечности? 
Но Отреченной нигде не было, словно испарилась в тот же день ..
Через несколько недель, когда я отчаялась, что больше не найду Отреченную, по традиции снова начала посещать кафетерий. 
18:00
Я пришла, заказал чай без сахара и взяла свой блокнот.  Трудно было что-то представлять, ведь мое огорчение затмило все.  Возможно, мы больше не встретимся, хотя у меня было столько времени.  И стоило ожидать чего-то столько лет?  Стоило терять свое время на молчание?  Сейчас мне не хочется жить.  Нет обычной радости, будущих планов, людей рядом.  Хотелось бы убежать, путешествовать но даже некому поручить свой бизнес.  Сейчас я поняла, я одна-одинешенька.  Сегодня чай без сахара был необыкновенно горьким, мне захотелось добавить молока.  Я надела очки, чтобы не видно было мои заплаканные глаза.  Я превращаюсь в Отреченную .. И начинаю понимать её все больше и больше...

...

Прошло 2 недели, а я снова посещаю кафетерий.  Теперь я точно робот, выполняющий работу.  В жизни не осталось радости.  Так трудно потерять надежду на все, что было для тебя ценным.  Когда ты теряешь надежду, ты падаешь и вставать нет желания.  Со стороны казалось бы, моя жизнь - беззаботна, и я придумываю для себя проблемы.  Однако никто никогда не узнает, что сейчас у меня на душе.  Не поймет, почему мне так тяжело.  В этом мире людям трудно дается сочувствие, ведь за своими проблемами не понимают проблемам других.
Я впала в отчаяние.  Его сейчас и рисую в блокноте.
Сегодня я не слышу никого, ни сплетен, ни историй, ни шума.
Отчаяние - это пустота, заполонившая тебя и пространство вокруг.
Я рисовала долго, и уже 20:01, а я еще сидела в кафетерии.  Я почти ничего не чувствовала, кроме сквозняка.  Чай с молоком успокаивал, но не помогал.  Я думала о своей жизни.  Сколько возможностей, сколько ощущений и радости я могла бы почувствовать, если бы не глупые принципы.
Люди приходили и уходили, видела я боковым зрением.  Мелькали, вплоть пока совсем все не пошли.  Закрытие в 23:00, а сейчас уже
22:14. 
А я до сих пор сижу здесь, что было необычным для меня.
Неожиданно у меня появилась фигура, которую я заметила только боковым зрением.  Она на секунду остановилась возле меня, почему я и удивилась, но не придала особого значения.  Она замешкалась и присела возле меня, от чего я чуть не потеряла сознание.
-Прости - ответила она, чей голос можно узнать из тысячи.
Это Отреченная.
Я была шокирована и очень рада, как никогда в жизни.  На моих глазах проступили слезы, и я не могла произнести ни слова.
- Я знаю тебя еще с самого детства и видела интерес что ты проявляла ко мне, но ничего не чувствовала... - Отреченная притихла - мной руководило отчаяние, но когда появился Марко я начала чувствовать эмоции.  А потом ... Произошло то, что произошло.  И я снова упрекала себя за это.  За то, что не смогла переступить через себя.
Отреченная осторожно говорила.  Было заметно, что каждое слово ей давалось трудно.
-Все началось тогда, 30 лет назад ... Был вечер.  Я со своей семьей ехали с отдыха автомобилем.  Я имела двух замечательных детишек и чудесного мужа.  Мы конечно общались о своем, - отреченных притихала - а потом я начала его ругать за обычные бытовые проблемы.  Он тоже ответил криком.  А дальше свет.  Белый свет.  Звук бьющегося стекла... - Отреченная едва ли говорила смотря в даль - И дальше я ничего не помню кроме этого и переживания за семью.  Несмотря на удар, я хотела им помочь, но не могла физически.  И всё .  Темнота.
Отреченная заплакала.
-Через свою глупость я их потеряла ...
Её история ... Теперь я понимаю, ведь пережила то же.
-Если я не говорила тогда этого, они были бы сейчас рядом ... И с тех пор я перестала говорить, чтобы не повредить и другим.  Было много больниц и курсов психотерапии, но все напрасно.  И только недавно, когда встретила тебя, я поняла, что ещё не все потеряно.
Мы просидели до самого закрытия кафетерия общаясь о жизненных проблемах.  Я нашла человека, с которым можно легко общаться обо всем.  И зачем было терять 15 лет, чтобы это понять.  Если бы не Марко, вряд ли мы вообще к этому пришли бы.  Нужно жить здесь и сейчас.  Совершать необдуманные и спонтанные поступки, на которые казалось бы не решились.  Мы имеем возможность действовать, поэтому не надо терять времени.  Иначе, можете повторить нашу "немую" историю.

...

Через несколько месяцев подписания различных листов мою компанию перенял другой представитель.  Мои родители были бы этим совсем не удовлетворены, но это мой выбор, который я совершила впервые в жизни.
Я выкупила кафетерий и назвала его в честь Марко.  Это было трудно, но при желании, достаточных усилий, опыта бизнеса и настойчивости я добилась желаемого.  Теперь, мы уже сидели в собственном кафетерии, дело которого продвигать было гораздо приятнее.  Жизнь наладилась.  И теперь всё хорошо.
Каждый день мы обменивались с Отреченной ценными словам, которые давно могли бы рассказать.  Кстати, Отреченную зовут теплым американским именем - Клэр, а меня Лори.  Не буду вынуждать вас подробностями, упустим этот момент ...

Принципы отнимают у нас моменты.
Мы можем знать человека, но не поздороваться.  Мы можем проходить мимо дома родных людей, но не зайти на чашку кофе.  Мы живем по принципам, которые считаем нормой.  Но почему?  В чем их плюсы?

Мы должны ценить каждый момент, какой бы он ни был, искать в нем радость.  Говорить ценные слова дорогим людям здесь и сейчас.  Делиться переживаниями и сочувствовать.  Говорить.  Искренне и непринужденно.  Не впадать в отчаяние.  А если и так, то всегда найдутся люди рядом с вами, которые помогут выбраться из проблем.  Достаточно начать их замечать.
И напоследок, "начинайте с десерта", так говорили в одном из фильмов.  Не держитесь принципов, ловите момент.  И «пусть ваша чашка будет от чая, чем отчаяния" - еще одна фраза Марка Уинглес Харрингтона.
© Анна Стэйша,
книга «Чашка Відчаю».
Коментарі