*Оповідання написано російською мовою, бо її головний герой не знає української.
Сегодня на улице холодно. Ночью выпала снежная крупа, но не смогла укрыть землю, а лишь нарисовала в углублениях белые пятна. Очень хочется есть. Последний случай, когда меня кормили люди, был целую луну назад. Весёлые, все одинаково одетые, с круглыми вёдрами на головах и с железными штуками в руках, говорившие на немного непривычном для меня языке, они дали мне пол-банки тушёнки. Называли меня "Черныш". Я помню, что Хозяин называл меня Малышом. Это было так давно, много лун назад, когда еще не гремели странные громы, на улицах было много людей, в будке уютно пахло псиной, а в миске два раза в день была еда. Я думал тогда, что она невкусная. Сейчас бы её мне. Рррр, от холода сводит бока. Мой хозяин был необычайно хороший. Он очень любил меня. Иногда ругал непонятными словами, иногда пинал, но по-справедливости. Когда я видел его, всё внутри закипало от радости и хотелось прыгать и вертеться, и лизать его большие теплые ладони. Помню, что они пахли табаком и железом. Зачем Хозяин возится с невкусными железками, было совсем непонятно. В нашем городке Соледаре есть занятия и поинтереснее. Лучше бы он кость погрыз.
Кость! Хочу есть. Нужно порыскать немного по окрестностям. Хозяина больше нет. Однажды он исчез и больше не появлялся. Нет и большой тётки и детей - все куда-то делись. Развязали ошейник, залезли в машину и укатили. Мне было страшно. Теперь привык один.
Потом начались эти громы. Поначалу даже от далеких на меня нападал ужас и хотелось завыть и зарыться в землю. Потом привык, но если гремело близко, хвост поджимался, а в животе болело. Здесь, среди двориков, громких громов теперь почти не бывает, а туда, вниз, на дорогу, идти нельзя. Там всё время гремит и очень страшно.
Последние дни на этих улочках почти нет странных одинаково одетых людей. Некому подкормить. Другие брошенные собаки сбились в небольшую стаю и искали еду вместе. Заводилой у них был огромный, черный, пёс. Я его боюсь. В его стае мой старый друг, Бармалей. Белая с рыжими пятнами сука Герда говорила мне, что мы с Бармалеем похожи, как родные братья. Тоже чёрные, но гораздо меньше огромного пса.
Хочу есть. Пойду к стае, может, расскажут новости. Главное - поклониться вожаку. Не бояться. Не бояться. Их нигде не видно.
Пролазил по дворам до ночи. В одном дворе есть люди в одинаковой одежде. Дали рыбу в железной банке. Но к себе не приняли - у них уже есть собака. Они чужие мне. Я отвык от людей. Им нельзя доверять.
Согрелся от еды. Спать. Ночью пойду на другую улицу. Бррр, холодно. Свернусь бубликом. Так. Немного теплее. Сплю...
Снилось теплое солнце и мохнатый бок мамы. Вспомнил запах - молока и псины. Очень похож на запах Бармалея - теперь я почти уверен, что он мой брат.
Снова холодно. Очень темно. Иду на другую улицу. Вот двор. Тут был пожар. Из подвала пахнет людьми. Из большого сарая бензином. Фу. Омерзительно. Ууррр! Из маленького сарая пахнет едой. Дверь приоткрыта. Уууу! Повезло. Банки из железа. Очень слабо пахнут мясом. Не разгрызть. Бумажный ящик на столе. Пакеты. Большие. Внутри еда. Мой нос точно это знает, хотя пакеты пахнут целофаном, а запах еды едва угадывается. Рррр! Я высокий. На задних лапах достал до ящика. Хватаю пакет. Вытаскиваю на улицу. Разгрызаю. Уррр, вкусно! Роюсь в ошмётках пленки, выгрызаю еду. Она подмёрзла, но такая вкусная!
Счастье. Возьму ещё. И ещё. Грызу и рву пакеты не спеша. Ничего, что весь двор усеян обрывками и мусором. Сытость. Счастье. Пора уходить. Жалко бросать еду. Но страшно. Люди злые. Предатели. Бегу.
Ночь и день блаженствовал в своём логове под валяющейся в углу двора, сорванной с петель, дверью. Пока сыт, - тепло.
В полдень пришёл Бармалей. Сказал, что стая распалась. Где-то пропал вожак. Герда сказала, что его убило громом внизу улицы. Все разбрелись кто куда. А на пустыре пасётся коза. Она ранена. На животе видно кровь. И, главное - у неё нет рогов! Таких тётка называла "шута". Можно напасть, еды будет вдоволь!
Согласен с ним. Нужно попробовать. Пойдём. Идти недалеко. Пустырь очень большой, посредине стоит огромный столб. Под ним вижу козу. Мясо. Хочу. Живот свело. Холодно.
Бармалей и я не спеша прокрались ближе. Сегодня светло, тучи почти прозрачные. Солнечный луч упал на белую шерсть козы. Как красиво - так бы и съел. Подбираюсь ближе. Неожиданно коза бодает воздух своей безрогой головой в мою сторону. В животе кольнул страх. Да что же я! Кого я боюсь?! Она же раненая. Но за последние луны страх укоренился во мне намертво. Не могу преодолеть эти последние несколько прыжков. Проклятье. Пячусь назад.
Бармалей обходит козу с другой стороны, но она разворачивается и бодает в его сторону. Он отступает. Какая тоска. Уууу! Придется подождать, пока ослабеет.
На другой стороне пустыря тот двор, где я ночью вкусно поел из пакетов. Вот бы наведаться туда ещё.
Но близость козы не даёт покоя. Мы с Бармалеем начинаем медленно бродить вокруг неё, надеясь найти слабое место и запугать тварь. Но коза не сдаётся. Храбрая. Уважаю.
Краем глаза замечаю на той стороне фигуру одного из одинаковых людей. Он прошёл вдоль улицы и сел на скамейку у гаража. Смотрит на нас. Слишком внимательно. Мне становится не по себе. Нужно бы уйти. Но коза. Пахнет кровью. Я не жестокий. Я хочу есть.
Резкий негромкий лязг долетает до моего слуха. Человек стоит и держит поднятую железку. Странные они, эти одинаковые люди.
Громкий треск со стороны человека. Один, второй. Что-то свистнуло. Мой брат вдруг подскакивает на месте, громко скулит и падает на землю. На меня нападает дикий ужас. Ноги сами начинают бежать, но треск звучит снова и что-то очень резко и визгливо бьёт в землю между моих лап. Скорее!!! Сквозь бешеный стук сердца слышу новый треск. Один, второй, третий. Резкий удар в бок, второй в лапу. Хрипло визжу. Ноги заносит, перед глазами мелькает бурьян, я падаю. В глазах темно. Вкус крови во рту. За что? За что...
Вижу себя сверху. Жалкий и чёрный комок шерсти. А вот и брат. Он лежит на боку, словно уснул.
А вокруг раскинулись небо и земля, и великий простор, и свобода, которые безликие одинаково одетые люди наполнили грохотом и разрушением.
Хозяин, увижу ли я тебя когда нибудь снова? Ведь я так любил тебя.
18.07.24